20.06.2019

Опыт применения вскрышного комплекса на АО "Прииск Соловьевский". 2018 г.

Промывочный сезон 2018 года на объектах Соловьевского Прииска в Забайкальском крае выдался на редкость богатым на проблемы. В марте за неделю до пуска в сезон сильно пострадала от пожара драга № 111 в Читинском районе. На ликвидацию последствий и непредвиденный ремонт ушло два месяца добычного сезона. Обильные осадки в Шилкинском районе на протяжении летних месяцев  не просто усложнили ведение горных работ. Они привели к катастрофическому наводнению на р.Кия, которого не было более чем за весь 130-летний период метеонаблюдений. Ушли под воду, были  замыты рабочие полигоны, часть техники, промприборы и проходивший испытания МЛК-1200. После этого катаклизма мобильный транспортер, пробиваться к которому пришлось больше недели, вначале разобрали «в  ноль», что бы затем, по сути, построить заново. Полтора-два месяца ушло на ликвидацию разгула Природы.


 


    Но тем не менее, опытная эксплуатация комплекса «гидравлический экскаватор- мобильный ленточный конвейер» показала большой потенциал и перспективу развития такого способа вскрыши. В данном виде МЛК-1200, используя гусеничный ход и повороты платформы,  позволяет формировать компактные вскрышные отвалы, максимально используя ограниченное подотвальное пространство. Высота формируемого отвала может достигать 11-11,5 м . Ширина вскрываемого на один борт полигона составляет порядка 50 м. Для этого на первой заходке транспортер выставляется за контуром запасов а экскаватор ведет разработку пород внутри контура на максимально возможную ширину. Обычно это порядка 20 м (для размещения МЛК требуется 15 м). Затем на второй, и последующих заходках,  транспортер заезжает на отработанную экскаватором полосу, откуда подает породу на борт разреза. При этом максимальная глубина,  на которую можно поставить транспортер с возможностью разгрузки на борт, достигает 5,5 м от точки стояния до дневной поверхности. Учитывая возможную глубину черпания экскаватора в пределах 5,5 м, получаем  возможную глубину разработки до 10—11 м.

     Производительность всего комплекса определяется производительностью экскаватора. И как показал опыт, в комплексе лучше использовать экскаватор 450-го типоразмера с ковшом объемом  2,5-3,0 м3. В этом случае реально достижение суточной производительности по вскрыше 8 тыс.м3. Сам транспортер может «вывозить» показатели значительно больше этой цифры. В порядке эксперимента мы попытались «задушить» транспортер одновременной загрузкой двумя экскаваторами с ковшами 1,4 и 1,85 М3- НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! Транспортер спокойно «проглатывал» всю загрузку, показывая имеющийся у него резерв минимум  еще процентов в 30.

    Использование бульдозера в комплексе желательно, но не категорично. На оттаявших грунтах возможно обходиться без бульдозерной техники,- дорожку для движение транспортера может делать экскаватор сам, так же как и самостоятельно разрабатывать забой. В осенне-зимний период допускается бульдозерное предварительное рыхление мерзлых пород с небольшим плечом перемещения в промежуточный отвал для экскаваторной загрузки транспортера. Транспортерная лента шириной 1200 мм позволяет работать с кусками породы размером до 1 метра. Футировка днища и стенок загрузочного вибропитателя, которым пришлось по ходу работ оборудовать загрузочный узел транспортера,  не обмерзающим современным материалом- поликерамопластом, кроме защиты от истирания,  позволило эффективно грузить  налипающие глинистые  грунты. Шевронный профиль транспортерной ленты, возможность увеличения ее скорости посредством частотного преобразователя до 2,5 м/сек позволило  работать с жидкими, сильно обводненными породами.



    Фактический расход топлива у МЛК при круглосуточном режиме  за время экпериментальных работ не превысил  300 л/сут. Наиболее эффективно и производительно показал себя транспортер при работе по мерзлому разрыхленному материалу и сухой мелкой породе.

    В целом использование МЛК на вскрышных и прочих работах видится весьма перспективным направлением. Сейчас требуется провести техническую доводку узлов и агрегатов с наработкой технологических приемов и перечнем используемого оборудования. Позволю себе заявить, что нам довелось участвовать в рождении новой эффективной горной машины- Мобильного Ленточного Конвейера. 

Октябрь 2018 год.

С.А. Черемнов, горный инженер, зам.Генерального директора

АО «Прииск Соловьевский»